Воскресенье, 27 Январь 2013 13:52

Шотландия на автомобиле. Фолкеркское Колесо.

     Место, куда наш путь лежал далее, стало достопримечательностью совсем недавно. Речь идет о шотландской системе каналов, и так называемом Фолкеркском Колесе (Falkirk Wheel). Это первый в мире вращающийся судоподъемник, другого русского слова, пожалуй, этому сооружению и не подобрать. Назван он был так в честь ближайшего городка Фалкирк. Официальное открытие колеса состоялось в 2002 году, и событие это было настолько значимое, что приехала даже Елизавета II. Я думаю, изначально ей просто стало любопытно, куда ушли 19 миллионов фунтов стерлингов, однако вряд ли она осталась разочарованной новой игрушкой.

     Шотландская система каналов начала функционировать еще в конце XVIII века. На нее была возложена миссия соединения западных и восточных районов Шотландии для транспортировки угля, руды и прочих материалов. Да и просто правителям всех государств нравится, когда по их странам бегают туда-сюда кораблики. Каналы копать стали с двух противоположных сторон: в 1790 году появился Форт-энд-Клайд, а в 1822 году – Юнион. Когда каналы «встретились», то выяснилось, что перепад высот между ними составил больше 30 метров. В старые времена строители пошли более простым путем, и организовали систему из 11 шлюзов и остались вполне довольны собой. Длина этой цепочки составляла около полутора километров, а время прохождения судов, около 9-10 часов. Времена были спокойные, спешить было некуда.

     В середине XIX века Шотландия массово застроилась железными дорогами, и необходимость в каналах отпала. Кораблики побегали еще некоторое время, возя туристов и воздух, и в 1930 году систему шлюзов ликвидировали. Однако в 1990 году шотландцы спохватились. Близилась смена тысячелетий, весь мир городил разнообразные чудеса, и строил невероятные сооружения; а край, подаривший миру множество великих ученых, еще ничего не придумал. Шотландцы подумали, и решили вернуть к жизни старую систему каналов, увенчав ее таким шедевром инженерного искусства, и в виде бонуса клонировать какое-нибудь животное. Первое , на что упал взгляд, была овца, коих бродит вокруг великое множество. Колесо же начали строить в 1998 году, проект назвали красиво – «Миллениум Линк». В результате этих усилий и появились на свет два величайших научных достижения: Фолкеркское Колесо и овечка Долли.

     Ну, овцу оставим пока в покое, а вот колесо до сих пор вызывает восхищение инженеров всего мира изяществом и простотой своей идеи. Принцип работы его довольно прост. Конструкция напоминает огромный двойной пропеллер. Каждая лопасть пропеллера на конце держит наполненную водой емкость, которая называется кессоном. В положении покоя, один кессон погружен в нижний канал Форт-энд-Клайд, а второй кессон стыкуется с высотным каналом Юнион. При загрузке, шлюзы на торцах емкостей открываются, и туда заплывают суда. Далее шлюзы закрываются, система блокировки отпускает колесо, и оно начинает медленно двигаться под действием десяти гидромоторов, расположенных вблизи его оси. А теперь самое интересное: электрической установке, вращающей колесо, для работы требуется всего двадцать киловатт электроэнергии, примерно столько, сколько потребляют 10 бытовых тостеров для поджаривания хлеба! Весь фокус – в законе Архимеда. Вес двух кессонов всегда одинаков. Не имеет значения, какие суда вошли в емкости, они всегда вытесняют столько же воды, сколько весят сами. И общий вес лопастей останется равным. Системе осталось лишь дать небольшой толчок, и она сама придет в движение.

     К настоящему моменту можно уверенно сказать, что замысел – и технический и финансовый полностью удался. Колесо удачно справляется с пропуском различных судов, а туристы просто хлынули потоком. Чтобы полюбоваться чудо-лифтом , окрестности Фалкирка посетило уже более 350 тысяч человек. Однако, несмотря на такую посещаемость, нам не сразу удалось найти это место, несмотря на то, что от Стерлинга его отделяет всего 18 км. Наша проблема состояла в том, что в навигаторе не оказалось координат самого колеса, а проехать от городка до достопримечательности оказалось не совсем просто. На очередном перекрестке, мы свернули куда то не туда, и в результате, получили прекрасную и запоминающуюся поездку по окрестным холмам и деревням. В конце концов, мы выбрались на «правильную» дорогу, и вскоре были уже на месте. Как и любых туристических мест, нас ждала прекрасная, и пока еще пустая парковка.

стоянка перед Фолкерским Колесом

     С нами на парковке стояло всего несколько машин, и несколько мотоциклов. Небольшая тропинка ведет к самому колесу.

Фолкеркское колесо

     Перед колесом, находим привычный туристический павильон. Все-таки, это прекрасная традиция, строить такие заведения, особенно по шотландской погоде. Отсюда можно насладиться видами в абсолютно комфортной обстановке.

павильон с видом на колесо

Погода теплая, но климат не дает заскучать

шотландская погода

В павильоне можно купить билет на туристический кораблик. Он поднимает вас наверх, совершает небольшую прогулку, и возвращает обратно. Очень интересное мероприятие, однако мы решаем не тестировать подъемник, и ограничиться внешним осмотром, и сувенирами

сувениры

Интересный стенд, посвященный шотландским клеткам…

сувениры

Взглянув еще раз на устройство колеса, выходим на воздух

макет Falkirk Wheel

На улице нас встречает веселая лошадиная голова. Видно так шотландцы отдали дань памяти этим животным, которые поднимали корабли по шлюзам в старые времена.

голова коня

Там же можно осмотреть общую схему всей системы подъема.

план шлюза

Колесо крутит очередные суда. Одно из них уплывет вверх по каналом, другое спускается вниз.

работа Falkirk Wheel

Когда колесо фиксируется, корабли покидают кессоны.

кораблик выходит из кессона

В таком положении система находится в ожидании следующих судов.

колесо в ожидании

А вышедший кораблик через небольшой шлюз уходит в каналы.

кораблик в шлюзе

 

кораблик уходит в канал

Еще раз удивляемся гениальной задумке инженеров, и точности ее воплощения. Так легко крутить 300-тонными емкостями… фантастично!